Гранатовый браслет. Полные уроки - Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний >> Зарубежная литература >> Зарубежная литература 11 класс. полные уроки >> Зарубежная литература: Гранатовый браслет. полные уроки

Тема: Гранатовый браслет

Цель: На примере повести "Гранатовый браслет" раскрыть острые социально - этические проблемы коснулись в этих произведениях. Учитель. А. И. Куприна, удивительного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателю, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, читателям, что подарил повесть-"Гранатовый браслет" объединенного этой прекрасной темой.

Тип урока: усвоение новых знаний


Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.
Пушкин
Куприн в своей яркой, прозе самобытно отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX-начала XX века.

Пушкин   Куприн в своей яркой, прозе самобытно отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX-начала XX века

Продолжая традиции демократичности и гуманизма русской литературы, прежде всего А. П. Чехова и Л. Н. Толстого, Куприн был чуток к современности, к ее актуальных проблем. Начало литературной деятельности Куприна можно отнести к Порро его пребывания в кадетском корпусе. "Последний дебют" напечатан в 1889 году он его первым небольшим рассказом в журнале "Русский сатирический листок", за что был посажен на гауптвахту. Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель начинает пивпрацюваты с киевскими газетами. Выделяют интересное литературное явление серию очерков "Киевские типы". Где созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской былины и людей "дна".
Военная служба молодого

Военная служба молодого

выпускника Александровского пехотного училища протекала в Украине -

в Проскурове и Волочиское. "Поединок" - наиболее значительное из произведений Куприна, в которых нашли свое воплощение впечатления тех лет. На украинском материале написаны рассказы из крестьянской жизни, к которым впоследствии присоединились и такие вещи, как "Олеся", "Конокрады", "Лесная глушь", "Серебряный волк", "На глухарей". Не пришлось Куприну после возвращения на родину побывать на Украине, в Киеве, в Одессе, в Крыму, где он провел когда-то немало счастливых дней,

где были созданы самые известные его произведения.
Тема любви в повести «Гранатовый браслет»

Тема любви в повести «Гранатовый браслет»

Сам заголовок является поэтическим и звучным. Он звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом ». С Штильман «О мастерстве писателя» повесть А. Куприна «Гранатовый браслет»
Работа над повестью сильно повлияла на душевное состояние Александра Ивановича. «Недавно рассказал одной хорошей актрисе, - писал он в письме к Ф. Д. Батюшкову в декабре 1910 г, - о сюжете своего произведения - плачу, скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал».
Главной героиней повести княгиня Вера Николаевна Шеина. Действие повести рогортаеться на Черноморском курорте осенью, а именно 17 сентября - в день именин Веры Николаевны.

Первая глава является вступлением, на долю которого выпала задача подготовить читателя к нужному восприятию последующих событий.
Куприн описывает природу . В описании природы у Куприна много звуков, красок и в особенности - запахов. Пейзаж очень эмоциональный и не похож ни на чей другой. Благодаря описания осеннего пейзажа с его опустевшими дачами и клумбами, чувствуешь неизбежность увядания окружающей природы, увядания мира. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини: холодноватый осенний пейзаж природы, увядающей, похожий по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеин. По нему мы предполагаем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не гадаю в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия поработила повседневностью и серостью. Автор описывает главную героиню так: «.поишла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и тем волшебным спадом плеч, которую можно видеть на старинных миниатюрах." Вера не могла проникнуться с чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что-то необычное, какую особенность, стремилась (пусть невольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки.


Куприн в течение всего повествования пытается внушить читателям «понятие любви на грани жизни», и делает он это через Желткова, для него любовь - это жизнь, следовательно, нет любви - нет жизни. И, когда муж Веры настойчиво просит прекратить любовь, прекращается и его жизнь. А достойная любовь потери жизни, потери всего, что только может быть на свете? На этот вопрос должен отвечать каждый сам для себя - а хочет ли он этого, что для него дороже - жизнь или любовь? Желтков ответил: любовь. Ну а как же цена жизни, ведь жизнь - это самое дорогое, что у нас есть, именно ее мы так боимся потерять, а с другой стороны любовь - это смысл нашей жизни, без чего она не будет жизнью, а будет пустым звуком. Невольно вспоминаются слова И. С. Тургенева: «Любовь. сильнее смерти и страха смерти ». Аносов говорил: «Любовь должна быть трагедией.», Если подходить к любви именно с такой меркой, тогда становится ясно - любовь Желткова именно такой. Он с легкостью ставит свои чувства к прекрасной княгине превыше всего на свете. По сути, сама жизнь не имеет для Желткова особой ценности.

И, вероятно, причина этого - невостребованность его любви, ведь жизнь господина Желткова не приукрашенный ничем, кроме чувств к княгине При этом сама княгиня живет совершенно другой жизнью, в которой нет места влюбленному Желткову. И она не желает, чтобы поток этих писем продолжался. Княгиня не заинтересована в своем неизвестном поклоннику, ей хорошо и без него. Тем более странным и даже странным появляется Желтков, сознательно культивируемый свою страсть к Вере Николаевне. Можно ли назвать Желткова страдальцем, бесполезно прожил свою жизнь, отдает себя в жертву какой-то странной бездушной любви? С одной стороны, он появляется именно такой.

Он готов был отдать жизнь своей любимой, но такая жертва никому не была нужна. Сам гранатовый браслет является деталью, еще ярче подчеркивает всю трагедию этого человека. Он готов расстаться с семейной реликвией, украшением, передается по наследству женщинами его рода. Желтков готов отдать единственную драгоценность совершенно посторонний женщине, причем этот дар был ей совершенно не нужен.
Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? На этот вопрос в книге отвечает князь Шеин: «.я чувствую, что присут-ству при какой огромной трагедии души, и я не могу здесь паясничать. Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. ».
Психологическая кульминация повести - прощание Веры с умершим Желточный, их единственное «свидание» - поворотный момент в ее внутреннем состоянии. На лице покойного она прочитала «глубокую задумчивость, якобы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, решила все человеческое его жизни», «блаженную и безмятежную» улыбку, «успокоение». «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Сразу же можно задать вопрос: - а любила вообще кого-нибудь Вера. Или слово любовь в ее осмыслении не что иное, как понятие супружеского долга, супружеской верности, а не чувства к другому человеку. Наверное, только одного человека Вера любила: свою сестру, которая была для нее всем. Своего мужа она не любила, не говоря уже о Желткова, которого она ни разу живым и не видела.
А была ли необходимость Вере идти смотреть на мертвого Желткова? Возможно, это была попытка как-то самостверджитися, не мучить себя всю жизнь угрызениями совести, что осталось, взглянуть на того, от кого она отказалась. Понять, что в ее жизни не будет ничего подобного этому. Вот чего мы оттолкнулись, к тому мы и пришли - раньше он искал с ней встреч, а теперь она пришла к нему. А кто виноват в случившемся - он сам или его любовь.

Любовь высушила его, забрала все лучшее, что было в его натуре
Любовь высушила его, забрала все лучшее, что было в его натуре. Но ничего не дала на замену. Поэтому несчастному человеку ничего другого не остается. Очевидно, смертью героя Куприн хотел выразить свое отношение к его любви. Желтков, безусловно, человек уникальная, совершенно особая. Поэтому ему очень трудно жить среди обычных людей. Получается, что нет ему места на этой земле. И в этом его трагедия, а вовсе не вина.
Однако, несмотря на печальную развязку, герой Куприна счастлив. Он считает, что жизнь, что осветило его, любовь - это достоверно прекрасное чувство. И я уже не знаю, такая наивная и глупая эта любовь. И, возможно, действительно она стоит того, чтобы отдать за нее свою жизнь и желание жизни. Ведь рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков отправляется из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Нельзя без слез читать эти строки. И непонятно, почему слезы катятся из глаз. То ли это просто жалость к несчастному Желткова (ведь жизнь могла бы быть прекрасным и для него), то захват великолепием огромного чувства маленького человека.
Так хотелось бы, чтобы в наше однообразная жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильную любовь, созданная И. А. Куприным. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны приумножать ее, гордиться ей. Любви, настоящей любви, необходимо учиться старательно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в то же время, разгорается не из чего.

Список использованных источников:

1. Урок на тему: Романтическая любовь в "Гранатовый браслет" учителя Зарубежной литературы., Г. Хмельницкий, сш №14

2. Зарубежная проза первой половины ХХ века: новеллы, повести, притчи: Пособие для 11 класса / Сост. Бегун Б.Я.- К: Учебная книга, 2002. 319с.-
3. Шалагинов, Борис Борисович Зарубежная литература. От античности до первой половины XIX века: Историко-эстетический очерк: Учеб. пособие. для студ. вузов.- К: Изд. дом. "КМ Академия", 2004.- 360с

4. Музычук С.В. «Избранные сочинения по русской и зарубежной литературе», Москва, 2004 г.
5. Соколов Б. «Лучшие сочинения», Москва «Эксмо - Пресс», 2002 г.

6. Штильман С. «О мастерстве писателя» Повесть А. Куприна «Гранатовый браслет», Литература № 8, 2002 г.
Отредактировано и отправлено Пилипенко В.В.


----

Над уроком работали

Перейдем Н. Т.

Пилипенко В. В.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на образовательном форуме , Где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. создав блог, Вы Не только повысить свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

предметы

> Зарубежная литература > Зарубежная литература 11 класс

А достойная любовь потери жизни, потери всего, что только может быть на свете?
На этот вопрос должен отвечать каждый сам для себя - а хочет ли он этого, что для него дороже - жизнь или любовь?
Можно ли назвать Желткова страдальцем, бесполезно прожил свою жизнь, отдает себя в жертву какой-то странной бездушной любви?
Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием?
А была ли необходимость Вере идти смотреть на мертвого Желткова?